О мозговом черве К сожалению, о любом человеческом обществе
окружающие склонны судить не по наилучшим его представителям, а по
подавляющему большинству. А оно, как говорят умные дяди из
статистических органов, в целом представляет собой довольно бестолковую
массу. Так вот, посторонние наблюдатели зачастую считают геймерский
народ либо школьной недорослью, либо заигравшимися
старперами-неудачниками. И вот эти самые антисливки игрового сообщества
по неизвестным науке причинам очень любят сравнивать то, что с точки
зрения людей здравомыслящих сравнивать противопоказано. Так, сии
недочеловеки сопоставляют Silent Hill и Resident Evil, Half Life 2 и
Doom 3; точно так же с пеной у рта они в свое время приступили к
дебатам о том, что у GTA появился убогий и
скучный клон – Mafia. А не так давно этот подзабытый недодиалог обрел
новые краски и пошел на очередной виток человеческой тупости, поскольку
пациенты заполучили на свои винты GTA IV и Mafia 2. Свежевыданная
мысль сих полумерных игроков свелась к следующему: Mafia 2 – редчайший
маздайный клоноацтой по сравнению с ниспосланным богами GTA.
Причины названы следующие: намного меньшая площадь игрового мира,
меньший выбор оружия; время действия – середина прошлого века, а значит
– транспорт старый, как бивни мамонта, и крейсерская скорость у него –
40 км/ч. А за превышение еще и штрафуют! Побочных миссий нет, есть
только 15 глав, каждая из которых, по сути, представляет собой одну
большую миссию. Следовательно, игра проходится за пару вечеров. Рулезы
по карте не валяются, а значит, маневрировать по крышам зданий в поисках
убер-вундервафель нет никакого смысла. Точно так же нет смысла искать
уникальные прыжки и прочую лабуду, да и вообще – что можно сказать о
гейме, где даже «шестистволки» и «Стингера» нет? Ацтой! Зачем о таком
статью писать? Лучше бы обозрели недавно сделанный тройкой КПИшников
Super Realistic Streetrace mod, lamobot edition (SRS:LE),
чем рассказывать «чотким пацанам» про какую-то квази-игру о «ваще
неправильных пацанах», которые считают себя бандитами, ходя в пальто,
шляпах и галстуках и разъезжая на каких-то архаичных ведрах без винилов и
нитроса. Как будто они нормальные фильмы не смотрели… Увы… Увы,
но результатом моего паручасового забега по игровым форумам была куча
каментов в стиле вышеизложенного абзаца. Что характерно, почти все в нем
написанное – чистая правда. Вот только по неизвестным медицине причинам
с выводами этих организмов я согласиться не могу. А все дело в том, что
при всей своей внешней схожести «Мафия» и «Автовор» одинаковые, как
кофе и сапог. Нет, конечно, обе серии рассказывают о бандитах,
карабкающихся на вершину преступной Говерлы (втопку греков с их
приевшимся Олимпом) на просторах некоего более или менее повсеместно
открытого для посещения города. Вот только при всем этом попытка
установить контакт между поклонниками серий напоминает потуги
любителей морских пейзажей Айвазовского понять тех, кто интересуется
современным артхаусом. А на самом деле все просто. Обе игры хороши. Просто «Мафия» не предназначена для того, для чего школота привыкла использовать GTA.
Здесь крестовый поход с автоматом наперевес против всей городской
полиции заканчивается в ста метрах от точки его начала, потому что это
не экшен с кучей «бухов» и «бахов», головоломными погонями на спорткарах
и полетами на боевых вертолетах. …и ах «Мафия» – это
нереально стильный, потрясающе атмосферный, аномально затягивающий и
фантастически проработанный гангстерский боевик. Играя в нее, ты не
проходишь игру – ты идешь по сюжету, тебе показывают интересный и
довольно долгий фильм, в котором ты сам принимаешь участие. Ты идешь по
тюремному коридору, вокруг колотят по решеткам заключенные, и в другой
игре ты бы наверняка зажал клавишу спринта, чтобы проскочить
неинтересный пассивный момент и добраться до экшена, но не в «Мафии».
Здесь ты настолько проникаешься атмосферой, что, забыв о «шифте»,
плетешься за охранником, исподлобья поглядывая на своих будущих
собратьев по несчастью. Нечто похожее когда-то было в начале Cronicles
of Riddick: Escape From Butcher Bay; изредка здесь, несмотря на TPS-ность
«Мафии», тебе тоже дается вид «из глаз». От начала и до самых титров ты
вживаешься в шкуру итальянского мафиози, полностью отождествляя себя с
ним, а не руля электронным болванчиком. Хейтстори Сюжет
закручен в лучших традициях «Мафии». Протагонист – Вито Скалетте,
молодой парень, приехавший в отпуск по ранению со Второй мировой войны.
Старый друг предлагает ему остаться в Штатах и пахать на мафию. Подумав,
что стрелять и быть мишенью лучше за деньги, чем за страну, Вито
устраивает себе досрочный дембель, чем тут же и моментально заслуживает с
моей стороны понимание, расположение и респект. Ну а дальше идут те
самые 15 глав, растянутые на добрых шесть игровых лет. То есть
НАКОНЕЦ-ТО мы не чувствуем себя таким себе бандитским-стахановцем,
вкалывающим во благо криминального лайва сутки напролет, без перерыва на
сон, обед и отдых. Мы просто идем по сюжету, оставляя за кадром рутину и
вступая в действие лишь в ключевых моментах жизни молодого мафиози. И
это приготовлено, сварено и подано реально круто, красиво и стильно. Имидж – все Вообще,
слово «стиль» преследует сознание при прохождении «Мафии» точно так же,
как «мясо» при игре в какой-нибудь «Пэйнкиллер». Здесь в действие
включается абсолютно все – кирпичные здания сороковых-пятидесятых годов,
машины тех времен, джаз, степ и фокстрот на местных радиостанциях,
люди… Жизнь на улицах кипит. Точнее, течет, потому как тогда не было
принято постоянно куда-то нестись: уборщики моют улицы и окна, степенно
прохаживаются дамы и джентльмены в плащах и с зонтиками, меланхолично
отрыгивает в подворотне бомж (да, кое-что не меняется веками), и точно
так же степенно и неторопливо катятся по своим делам автомобили, которым
в те времена не было дела до нынешних лозунгов про красные зоны на
тахометре, финиш за линией горизонта и все такое. И функция включения
ограничителя скорости присутствует не просто так – я, к примеру, ездил с
ней постоянно. Потому как здесь органы левопорядка лучше лишний раз не
нервировать – свалить от них трудно, а отбиваться напряжно. Если в
других играх вы, скрывшись от полиции, можете чувствовать себя
вольготно, то здесь этот номер не пройдет: единожды заметив тебя на
улице за чем-то непотребным, при встрече будут узнавать и ловить, пока
не переоденешься. То же самое касается машин. После угона или ДТП машина
отправляется в «черный список», пока не будет перекрашена и/или
переномерована. Номера, кстати, теперь можно набирать на свой вкус и
цвет. Я, к примеру, ездил на машине с номером АК-74М. Также во второй
части игры появился простенький, но приятный внешний и внутренний
тюнинг. И что еще мне понравилось – теперь при взломе замков сия
операция проходит уже не автоматически, а с подбором и расшатыванием
пинов, такой себе «Сплинтер Селл» в миниатюре. Вместе с тюнингом
тачки появился еще и «тюнинг» персонажа. Можно покупать, носить,
скачивать из инета (в качестве даунлоадэйбл контента) одежду для нашего
главгера. Шмотки стильные, я бы такое и в реальной жизни носил, это вам
не мешки и разноцветные балахоны с Гроув Стрит. Здесь – плащи, шляпы,
парадные костюмы, ну или для повседневности – джинсы и кожанки. Просто и
со вкусом.
Арсенал А вот список доступного оружия
приятно удивил. Собственно, «магнумы» и 1911 «кольты» на пару с
«томпсонами» ожидались в любом случае, но помимо них добавилась еще и
армейская экзотика, причем как союзническая, так и немецкая. Первая
миссия игры вообще происходит в Италии во время войны, так что радость
пуляния из МП-40, «гаранда» и пулемета МГ-36 можно просечь сразу. Равно
как и заценить очень улыбающего дядю, авторитетного настолько, что он в
одиночку с рупором в руках уговорил сдаться всех немцев, собиравшихся
пустить ГГ пулю в лоб. Собственно, дядя улыбнул тем, что его авторитет
подкреплялся одной маленькой мелочью – танком, на котором он восседал.
Бу-го-га
И
вот тут мы подошли к еще одной стороне сегодняшнего пациента, которая
оставила о себе отличное впечатление. Заключается она в режиссуре
диалогов и шуток. Юмор в игре, как правило, не пошлый, он… жизненный,
что ли. Например, везем мы двоих перепивших товарищей: – Что так воняет??? – Эээ… Не я… – Ааа… Это, Наверное, Джонни Поц. – А он что, тебе салон обгадил? – Нет… Он лежит в багажнике. И
тому подобных примеров масса. Собственно, нечасто в играх и фильмах
юмор способен существовать без шуток, самостоятельно, просто как часть
общего уклада бытия. В «Мафии» это есть, и этим она покоряет. Довольно
специфичен подход к реализации действующих лиц. Возможно, это только
мне так показалось, но реально индивидуальными чертами обладают
сравнительно немногие. Да, я имею в виду именно черты лица. Подавляющее
большинство барышень похожи друг на друга, как патроны в магазине, да и
всякие второстепенные мордовороты тоже не блещут разнообразием. Более
того, с самого начала меня удивило, что одни лица очень хорошо
проработаны – текстуры на уровне, полигонов много, детализация хорошая; а
вот другие – просто пасынки природы – пластмассовые, угловатые и вообще
похожие на опереточных кукол. Честно говоря, до сих пор не уверен,
почему так – из-за халатности или желания отвлечь внимание игрока от
второсортной шушеры, сосредоточив его на ключевых персонажах. Хочется
верить во второе. Вообще, графика в игре простовата. Но при этом
возникает интересный парадокс: она впечатляет. Много сильнее, чем
буйство полигонов, блуров и прочего бампмаппинга во всяких там
«Кризисах» и прочих «Фар Краях». Свет фар в тумане, размытая вечерней
дымкой линия горизонта, припорошенный снегом тротуар и стоящие у дороги
машины – все это вписывается в атмосферу игры гораздо удачнее, чем все
те навороты, на которые молятся создатели видеокарт. Дань непредвзятости Но
поскольку предвзято я могу писать разве что про «Фаллаут» и
«Вархаммер», упомяну и о том, что все-таки не понравилось. И, как это
часто бывает, мелкие фэйлы игры растут из такого неприятного и
назойливого, как зубная боль, явления, как мультиплатформенность. Я –
старый писишный геймер, и мне абсолютно фиолетово, что консоли дохло
тянут подобные игры, и там не предусмотрен нормальный кастом. И сильнее
всего его требует такой замечательный и важный параметр, как дальность
прорисовки объектов. У него здесь два недостатка – он по умолчанию очень
мал (люди, машины, деревья появляются в полутораста метрах от игрока), и
его нельзя менять. Возможно, шаманские пляски с бубнами вокруг
ини-файлов рано или поздно позволят настроить этот параметр, но пока –
фэйл. Также спорно обстоит дело с оптимизацией. Многие издания и
порталы воздали ей хвалу и… спалились. Палево заключается в том, что
игра действительно классно оптимизирована… Ровно до 1951 года. То есть
играем пару миссий, написали обзор – и вуаля, мы крутые журналюги. Мы
так не делаем и этим гордимся (кто же себя еще похвалит, хехе). Так вот,
стоит нам дожить до второй половины ХХ века, как во время езды по
улицам игра начинает с завидной периодичностью весьма конкретно
подтормаживать. Понижение настроек с «топа» на «медиум» изменило
ситуацию чуть более чем никак. «Такая вот печаль, никого и ничего
не жаль»… Заключение В общем, вторая часть хитовейшей
игры прошлых лет однозначно удалась. Разрабы выдали на-гора все то, что
ожидалось, и даже чуть больше. Ну а то, что любители стритрейсинга и
массового геноцида людей в форме игру не оценили – их личные проблемы.
Не люблю снобствовать, но – развивайте вкус и стиль, ребята. А начать я
вам настоятельно порекомендую с вкусной и стильной игры, имя которой
«Мафия 2». Источник: www.shpil.com
|